Менеджмент: цинизм и пафос
Тут вышло что-то типа интервью студенту гуманитарного факультета ЛЭТИ о магистратурах.
Большое интервьюQ: Как думаешь, что лучше - болонская система бакалавриат+магистратура или по старинке, 5 лет и специалитет?
A: Зачастую большой разницы нет, но всё же болонская "лучше". Смотря что вкладывать в это слово "лучше".
Q: А что ты вкладываешь?
A: Что перспективнее для обучающихся, что им полезнее, нужнее - это слишком общий вопрос.
Q: Почему? Тут потеря года при магистратуре и нервов при написании еще одного диплома по сравнению со специалитетом.
A: Это хороший вопрос. Где-то год, где-то всего лишь полгода - как у инженеров ЛЭТИ. Главный плюс - унификация и повышение академической мобильности, а также международное признание дипломов.
Другие плюсы:
- возможность перейти после бакалавриата в другой вуз или же на смежную специальность;
- возможность решить для себя: если важно как можно скорее пойти работать, можно после бакалавриата уже идти на полную ставку, не идти в магистратуру или идти на вечернее. Если важна академическая карьера, то, конечно, без магистратуры никуда. С разделением на бакалавра и магистра происходит разграничение между академической (научной + педагогической) компонентой и прикладной. И если студент задумал сразу идти работать, то он не будет слушать "лишние" курсы по философии, по истории своей области, то, что в Европе называется методологией.
Но вообще самое важное - это унификация: ты приезжаешь в любую цивилизованную страну и сразу понятно, кто ты: бакалавр, магистр... не нужно долго рассказывать, что я инженер, что это больше, чем бакалавр, но меньше, чем магистр, хотя по сути одно и то же…
Это и унификация программ, и академическая мобильность: должно быть так, чтобы и в бакалавривате, и в магистратуре был семестр на включённом обучении (когда тебя за рубеж посылают) - чтобы все курсы были согласованы и вписывались в программу.
Q: В твоем конкретном случае много бакалавров пошло в магистратуру?
A: В моём случае пошли все. Но это было в 2008 году, когда только внедрялась эта система массово.
Q: То есть испугались, что что-то потеряют?
A: Сложно сказать за них. Наверное, да. Плюс - почему бы не поучиться дальше, если есть места. А мест в магистратуру наш декан выбил столько же, сколько было бакалавров.
Q: Обычно мест меньше? Как туда вообще поступают?
A: Да, мест по определению должно быть сильно меньше, потому что магистратура не для всех, а для тех, кто хочет в большей степени сделать упор на академическую составляющую. Обычно туда поступают, сдавая экзамены по специальности.
Q: Как в университет на 1 курс?
A: Да, именно так! Только не ЕГЭ сдаёшь, а другие экзамены. Я сейчас это всё говорю, представляя в голове ФРТшную и ВШМовскую модели. В ВШМ это вообще разные автономные программы (хотя некая оглядка друг на друга существует).
Q: На работе разделяют тех, кто бакалавр, и тех, кто магистр?
A: Вот это как раз временный минус новой системы: на работе все в *** от этих слов и не всегда понимают. На самом деле, магистратур должно быть меньше, чем бакалавриатов, и там должно быть меньше мест, но за счёт этого качество преподавания должно быть выше.
Q: Учеба в магистратуре отличается от бакалавриата?
A: Магистры имеют научную работу: они заполняют каждый семестр отчёт по этой работе, прикрепляются к лаборатории или предприятию, им назначается научный руководитель, и в течение двух лет они помимо лекций занимаются наукой. В конечном итоге, научная работа выливается в магистерскую диссертацию, однако это не значит, что прямо с первого семестра нужно заниматься диссертацией или даже выбрать тему - можно заниматься совершенно другими вещами...
Q: Ну а сам принцип учебы сильно меняется? Лекция-семинар-экзамен?
A: Образовательная компонента немного уменьшена по объёму, а по форме такая же. Ещё должно быть больше часов на самостоятельное обучение, чем на аудиторную работу. Также предусмотрено время для того, чтобы студенты занимались научной работой или работали по специальности, поэтому учёба в аудиториях должна занимать 2-3 дня в неделю.
Q: То есть почасовая нагрузка меньше?
A: Да, именно так. И в структуре почасовой нагрузки доля часов на самостоятельную работу увеличена.
Q: В магистратуре сложней учиться, чем в бакалавриате?
A: Нет, не сложнее - просто несколько другой тип работы. Если в бакалавриате, особенно в начале, когда идут фундаментальные курсы типа высшей математики, нужно больше схватывать на лекциях, усердно записывая за преподавателем, много решать дома, то в магистратуре упор на самостоятельную работу с литературой, появляются междисциплинарные проекты, где ты вспоминаешь и применяешь знания, полученные в разных курсах.
Q: Много магистров уходят потом в науку?
A: Уходит столько, сколько мест в аспирантуре. Однако среди выпускников аспирантуры уже своя статистика тех, кто окончательно остаётся в науке.
В целом, в России, на мой взгляд, пока ещё не до конца осознаётся истинный болонский смысл магистратуры, и она рассматривается как завершение высшего образования. На самом деле, в стране должен быть сильный автономный (в смысле законченности) бакалавриват, дающий готовых специалистов, и тогда магистратура будет плюсом для тех, кто захочет ещё немного поучиться, в том числе, методологии. На сегодняшний день, порой, выпускник среднего специального учебного заведения более нужный рынку, чем бакалавр.
Q: То есть это теперь такая вроде дихотомия - теория-практика = бакалавриат-магистратура?
A: Не совсем. Бакалавр больше практико ориентирован, но магистр - всё-таки не аспирант, и тоже изучает помимо методологии и прикладные предметы по специальности.
Q: В ближайшем будущем болонская система полностью заменит специалитет.
A: Да, насколько я знаю, ЛЭТИ уже второй год не принимает на специалитет.
Q: То есть магистратура - как переходное звено между бакалавриатом и аспирантурой?
A: Да. Но аспирантура - лишь одно из продолжений траектории магистра, причём, не самое лучшее, порой.
Q: Не лишнее ли оно?
A: Нет, как раз эта переходная роль позволяет окончательно сформировать представление у студента, чем бы ему хотелось заниматься в будущем.
Q: Магистр же может закончить обучение и понять, что наука - не его. 2 года потеряно, а аспирантура так и не достигнута. В магистратуре он пробует и наукой заниматься, и изучать глубже и шире специальность. И преподавать ему могут дать тоже попробовать. В то время как на младших курсах ещё нет чёткого представления о том, что же представляет собой работа, наука по данной специальности
конечно, как и на последнем семестре магистратуры, в бакалавривате есть производственная практика, но это лишь подглядывание в замочную скважину
Q: То есть лакмусовая бумажка?
A: Что-то вроде того: для кого-то лакмус, для кого-то - очередной этап в уже чётко выбранной карьере.
Q: Как ты считаешь, вообще переход на эту систему удачен? особенно в условиях российской действительности…
A: На сегодняшний момент в России переходный период в этом вопросе, и далеко не все идеи полностью реализованы, существует большой потенциал. Скажем, ВШМ справилась удачно, а есть вузы, где даже руководство не понимает новую систему, и они просто заменили слово «специалист» на «магистр», толком не меняя содержание программы и прочих составляющих.
Q: А в чем критерий, показатель удачности?
A: Для меня показатель удачности во внедрении болонской системы - это появление новых образовательных возможностей, прежде всего, связанных с академической мобильностью, когда ты имеешь реальную возможность поехать на семестр поучиться в другой вуз, взять там те предметы, которые будут интересны тебе и полезны, и которых не будет в твоём вузе.
Это приглашение в вуз других преподавателей, которые будут читать курсы, которых раньше не было, это проведение совместных научных работ, межвузовских проектов.
Смена вуза после бакалавривата - это тоже несомненный плюс новой системы.
Минус в том, что в России единицы вузов ведут обучение на английском, поэтому наши возможности по академической мобильности весьма скромны: зачастую, вместо того чтобы звать преподавателя из другой страны организуется курс, читаемый преподавателем с соседней кафедры.
Q: Чем магистратура по другой специальности отличается от второго высшего?
A: Термина "второе высшее образование" официально не существует. Это просто вечерняя форма обучения... просто зачастую вузы разносят программу вечернего отделения для студентов и для пришлых взрослых, хотя официально разницы никакой нет. И в терминах болонского процесса под вторым высшим в России понимается окончание второй магистратуры или же бакалавривата.
Это зависит от статуса вуза: если у них есть сильная магистерская программа, на которую осуществляется серьёзный отбор, включая экзамен по специальности, есть штат научных руководителей, имеющих права выпускать магистров, то это может быть магистратура на втором высшем. Если образование идёт с нуля и предполагается набор людей, которые до этого не были связаны с этой специальностью, то это будет бакалавриат.
Разумеется, для людей, кому за 30, кто обычно идёт на второе высшее, на самом деле, разницы особой нет, заканчивать бакалавриат или магистратуру.
Главная проблема в России в том, что как ни садись, как ни меняй названия, порядок курсов, всё равно преподаватели и оборудование одни и те же. И если у трёх вузов слабые программы, как ни устраивай между ними академический обмен, какие ни делай совместные проекты, кооперация слабых даст слабый результат.
Большое интервьюQ: Как думаешь, что лучше - болонская система бакалавриат+магистратура или по старинке, 5 лет и специалитет?
A: Зачастую большой разницы нет, но всё же болонская "лучше". Смотря что вкладывать в это слово "лучше".
Q: А что ты вкладываешь?
A: Что перспективнее для обучающихся, что им полезнее, нужнее - это слишком общий вопрос.
Q: Почему? Тут потеря года при магистратуре и нервов при написании еще одного диплома по сравнению со специалитетом.
A: Это хороший вопрос. Где-то год, где-то всего лишь полгода - как у инженеров ЛЭТИ. Главный плюс - унификация и повышение академической мобильности, а также международное признание дипломов.
Другие плюсы:
- возможность перейти после бакалавриата в другой вуз или же на смежную специальность;
- возможность решить для себя: если важно как можно скорее пойти работать, можно после бакалавриата уже идти на полную ставку, не идти в магистратуру или идти на вечернее. Если важна академическая карьера, то, конечно, без магистратуры никуда. С разделением на бакалавра и магистра происходит разграничение между академической (научной + педагогической) компонентой и прикладной. И если студент задумал сразу идти работать, то он не будет слушать "лишние" курсы по философии, по истории своей области, то, что в Европе называется методологией.
Но вообще самое важное - это унификация: ты приезжаешь в любую цивилизованную страну и сразу понятно, кто ты: бакалавр, магистр... не нужно долго рассказывать, что я инженер, что это больше, чем бакалавр, но меньше, чем магистр, хотя по сути одно и то же…
Это и унификация программ, и академическая мобильность: должно быть так, чтобы и в бакалавривате, и в магистратуре был семестр на включённом обучении (когда тебя за рубеж посылают) - чтобы все курсы были согласованы и вписывались в программу.
Q: В твоем конкретном случае много бакалавров пошло в магистратуру?
A: В моём случае пошли все. Но это было в 2008 году, когда только внедрялась эта система массово.
Q: То есть испугались, что что-то потеряют?
A: Сложно сказать за них. Наверное, да. Плюс - почему бы не поучиться дальше, если есть места. А мест в магистратуру наш декан выбил столько же, сколько было бакалавров.
Q: Обычно мест меньше? Как туда вообще поступают?
A: Да, мест по определению должно быть сильно меньше, потому что магистратура не для всех, а для тех, кто хочет в большей степени сделать упор на академическую составляющую. Обычно туда поступают, сдавая экзамены по специальности.
Q: Как в университет на 1 курс?
A: Да, именно так! Только не ЕГЭ сдаёшь, а другие экзамены. Я сейчас это всё говорю, представляя в голове ФРТшную и ВШМовскую модели. В ВШМ это вообще разные автономные программы (хотя некая оглядка друг на друга существует).
Q: На работе разделяют тех, кто бакалавр, и тех, кто магистр?
A: Вот это как раз временный минус новой системы: на работе все в *** от этих слов и не всегда понимают. На самом деле, магистратур должно быть меньше, чем бакалавриатов, и там должно быть меньше мест, но за счёт этого качество преподавания должно быть выше.
Q: Учеба в магистратуре отличается от бакалавриата?
A: Магистры имеют научную работу: они заполняют каждый семестр отчёт по этой работе, прикрепляются к лаборатории или предприятию, им назначается научный руководитель, и в течение двух лет они помимо лекций занимаются наукой. В конечном итоге, научная работа выливается в магистерскую диссертацию, однако это не значит, что прямо с первого семестра нужно заниматься диссертацией или даже выбрать тему - можно заниматься совершенно другими вещами...
Q: Ну а сам принцип учебы сильно меняется? Лекция-семинар-экзамен?
A: Образовательная компонента немного уменьшена по объёму, а по форме такая же. Ещё должно быть больше часов на самостоятельное обучение, чем на аудиторную работу. Также предусмотрено время для того, чтобы студенты занимались научной работой или работали по специальности, поэтому учёба в аудиториях должна занимать 2-3 дня в неделю.
Q: То есть почасовая нагрузка меньше?
A: Да, именно так. И в структуре почасовой нагрузки доля часов на самостоятельную работу увеличена.
Q: В магистратуре сложней учиться, чем в бакалавриате?
A: Нет, не сложнее - просто несколько другой тип работы. Если в бакалавриате, особенно в начале, когда идут фундаментальные курсы типа высшей математики, нужно больше схватывать на лекциях, усердно записывая за преподавателем, много решать дома, то в магистратуре упор на самостоятельную работу с литературой, появляются междисциплинарные проекты, где ты вспоминаешь и применяешь знания, полученные в разных курсах.
Q: Много магистров уходят потом в науку?
A: Уходит столько, сколько мест в аспирантуре. Однако среди выпускников аспирантуры уже своя статистика тех, кто окончательно остаётся в науке.
В целом, в России, на мой взгляд, пока ещё не до конца осознаётся истинный болонский смысл магистратуры, и она рассматривается как завершение высшего образования. На самом деле, в стране должен быть сильный автономный (в смысле законченности) бакалавриват, дающий готовых специалистов, и тогда магистратура будет плюсом для тех, кто захочет ещё немного поучиться, в том числе, методологии. На сегодняшний день, порой, выпускник среднего специального учебного заведения более нужный рынку, чем бакалавр.
Q: То есть это теперь такая вроде дихотомия - теория-практика = бакалавриат-магистратура?
A: Не совсем. Бакалавр больше практико ориентирован, но магистр - всё-таки не аспирант, и тоже изучает помимо методологии и прикладные предметы по специальности.
Q: В ближайшем будущем болонская система полностью заменит специалитет.
A: Да, насколько я знаю, ЛЭТИ уже второй год не принимает на специалитет.
Q: То есть магистратура - как переходное звено между бакалавриатом и аспирантурой?
A: Да. Но аспирантура - лишь одно из продолжений траектории магистра, причём, не самое лучшее, порой.
Q: Не лишнее ли оно?
A: Нет, как раз эта переходная роль позволяет окончательно сформировать представление у студента, чем бы ему хотелось заниматься в будущем.
Q: Магистр же может закончить обучение и понять, что наука - не его. 2 года потеряно, а аспирантура так и не достигнута. В магистратуре он пробует и наукой заниматься, и изучать глубже и шире специальность. И преподавать ему могут дать тоже попробовать. В то время как на младших курсах ещё нет чёткого представления о том, что же представляет собой работа, наука по данной специальности
конечно, как и на последнем семестре магистратуры, в бакалавривате есть производственная практика, но это лишь подглядывание в замочную скважину
Q: То есть лакмусовая бумажка?
A: Что-то вроде того: для кого-то лакмус, для кого-то - очередной этап в уже чётко выбранной карьере.
Q: Как ты считаешь, вообще переход на эту систему удачен? особенно в условиях российской действительности…
A: На сегодняшний момент в России переходный период в этом вопросе, и далеко не все идеи полностью реализованы, существует большой потенциал. Скажем, ВШМ справилась удачно, а есть вузы, где даже руководство не понимает новую систему, и они просто заменили слово «специалист» на «магистр», толком не меняя содержание программы и прочих составляющих.
Q: А в чем критерий, показатель удачности?
A: Для меня показатель удачности во внедрении болонской системы - это появление новых образовательных возможностей, прежде всего, связанных с академической мобильностью, когда ты имеешь реальную возможность поехать на семестр поучиться в другой вуз, взять там те предметы, которые будут интересны тебе и полезны, и которых не будет в твоём вузе.
Это приглашение в вуз других преподавателей, которые будут читать курсы, которых раньше не было, это проведение совместных научных работ, межвузовских проектов.
Смена вуза после бакалавривата - это тоже несомненный плюс новой системы.
Минус в том, что в России единицы вузов ведут обучение на английском, поэтому наши возможности по академической мобильности весьма скромны: зачастую, вместо того чтобы звать преподавателя из другой страны организуется курс, читаемый преподавателем с соседней кафедры.
Q: Чем магистратура по другой специальности отличается от второго высшего?
A: Термина "второе высшее образование" официально не существует. Это просто вечерняя форма обучения... просто зачастую вузы разносят программу вечернего отделения для студентов и для пришлых взрослых, хотя официально разницы никакой нет. И в терминах болонского процесса под вторым высшим в России понимается окончание второй магистратуры или же бакалавривата.
Это зависит от статуса вуза: если у них есть сильная магистерская программа, на которую осуществляется серьёзный отбор, включая экзамен по специальности, есть штат научных руководителей, имеющих права выпускать магистров, то это может быть магистратура на втором высшем. Если образование идёт с нуля и предполагается набор людей, которые до этого не были связаны с этой специальностью, то это будет бакалавриат.
Разумеется, для людей, кому за 30, кто обычно идёт на второе высшее, на самом деле, разницы особой нет, заканчивать бакалавриат или магистратуру.
Главная проблема в России в том, что как ни садись, как ни меняй названия, порядок курсов, всё равно преподаватели и оборудование одни и те же. И если у трёх вузов слабые программы, как ни устраивай между ними академический обмен, какие ни делай совместные проекты, кооперация слабых даст слабый результат.