Один из лучших учителей в московском стиле мочит других и педвузы)
"Наша массовая бесконкурсная профессия устроена так, что ею часто занимаются люди, которые этим не «горят» и не живут, люди, которые попали в эту профессию по каким-то другим соображениям, люди, которые «тянут лямку», которые давно эмоционально и профессионально выгорели, и таких людей большинство. И когда ты видишь учителя, который работает много лет в школе и не принадлежит к этой небольшой прослойке «горящих» и «хотящих», то понимаешь, что это тяжелое зрелище – уставшие, «погасшие» люди. В основном это женщины, у которых семья, дети и внуки, у которых маленькая зарплата, низкий социальный статус, на которых колоссальное бремя бумажной отчетности, – это такая тяжелая инертная масса. Когда на этих людей смотришь, то хочется всем им сказать теплое слово, погладить по голове и отправить их в прекрасные пансионаты, где они бы отдыхали, а вот чтобы в образовании были какие-нибудь другие люди. Но других людей пока взять неоткуда.
У нас есть масса педвузов, которые нам поставляют кадры, и, на мой экстремистский взгляд, я бы закрыл половину или две трети педвузов. Меня, конечно, будут обвинять бог знает в чем, но я считаю, что средний педвуз не может научить человека работать в школе. Он может забить ему голову кучей всякой ерунды, которая ему не пригодится, дать ему формальные знания, а потом человек попадает в реальную жизнь и получается, что все ответы на вопросы, которые он задает в своей профессиональной жизни, он должен искать самостоятельно. Мне кажется, что настоящая работа с учителем должна происходить на базе сильных школ, уже с теми людьми, которые школу выбрали осознанно. Если в педвузы идут те, кто никуда больше не поступил, а из педвузов идут в школу те, кто никуда больше не устроился, то как таких учить? Например, вы – преподаватель педвуза, перед вами сидит сто человек, из которых, и вы прекрасно это понимаете, в школу пойдут работать единицы. КПД занятий методикой преподавания вашего предмета ничтожный, потому что вы занимаетесь с людьми, которым это не надо. А раз им это не надо, то постепенно и вам это становится не нужным.
Еще вопрос, кто учит учителя? Преподаватели педвузов. А кто будет учить преподавателей педвузов, кто будет учить тех, кто учит? Это какой-то замкнутый круг: люди, которые не работают сами в школе, почему-то прекрасно знают, как учить тех, кто пойдет туда работать… На мой взгляд, это путь порочный, и я очень скептически отношусь к педвузам, к их способности научить работать в школе. "
Волков Сергей Владимирович
учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.
direktor.ru/interview.htm?id=26